За всю историю читинского драматического театра только Николай Березин руководил им так долго – 21 год (с 1990 по 2011 г.г.) – и настолько успешно. Авторитет и известность Николая Березина вышли далеко за пределы узкого профессионального круга – его знали и уважали не только в Забайкалье, но и за пределами региона.
Николай Березин возглавил коллектив в сложные годы как для страны, так и для театра. 34-летним режиссером он приехал в Читу в 1990 году – в кризисный период для читинского драматического театра: в коллективе работало около 20 актеров, практически отсутствовал целостный репертуар. Николай Алексеевич благодаря волевым качествам характера и своему творческому таланту, возродил театр, создав крепкий творческий коллектив. В период его руководства театральная труппа дважды пополнялась выпускниками целевых наборов театрального отделения Читинского областного училища культуры (1994 и 1998 гг.) и один раз выпускниками Высшего учебного заведения - Московского театрального училища им.М.С.Щепкина (2009 г.). Многие артисты в этот период смогли повысить свой профессиональный уровень и получить высшее образование на базе Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (г.Улан-Удэ). Ученики Николая Березина на сегодняшний день остаются основой творческого коллектива театра. При непосредственном руководстве Николая Алексеевича читинский театр окреп, превратился в ведущий театральный коллектив в крае, укрепил свои позиции в российском культурном пространстве. О работе читинского драматического театра заговорили в России и в странах ближнего зарубежья – в Белоруссии, Украине, Туркмении. Читинский областной (позже Забайкальский краевой) драматический театр с успехом гастролировал по городам России, охватывая и самые западные регионы, и восточные окраины страны – более 60 городов. О спектаклях читинского драмтеатра писали многие театральные издания (профессиональный журнал «Страстной бульвар,10», газета «Культура», местные СМИ).
Читинский театр под руководством Николая Березина принимал участие в международных и межрегиональных фестивалях: Всероссийский фестиваль «Байкальские встречи», «Восток – Запад – диалог культур», фестиваль театров Дальнего Востока, «Благая весть» (г.Благовещенск), «Белая Вежа» (г. Брест) «Одесские встречи» и др. Показывал спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» в Москве в рамках программы «Лучшие спектакли России» по приглашению Театра Наций. Спектакль «Вечер» (режиссер-постановщик – Николай Березин) выдвигался на соискание Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (1995 г.). Театр неоднократно становился лауреатом и дипломантом всероссийских и международных конкурсов и фестивалей, стал обладателем приза «Золотая пальма» Международной ассоциации «Партнерство ради прогресса» (Париж).
Николай Березин установил крепкую репертуарную политику читинского театра, основанную на темах патриотизма, гражданственности, романтизма. В репертуаре гармонично сочетались русская и зарубежная классика, современная драматургия; спектакли для школьников, детей и взрослых; драматические и музыкальные постановки; традиционное и экспериментальное направление. Основу репертуара составляли спектакли по произведениям А.П.Чехова, А.Н.Островского, Н.С.Лескова, Н.В.Гоголя, наших современников А.А.Дударева, Н.Н.Птушкиной, Л.Н.Разумовской. Заложенный базис сохраняется и в настоящее время.
На читинской сцене Николай Березин поставил более 50 спектаклей, выучил и выпустил в профессию десятки артистов, сыграл немало ярких ролей. В репертуаре театра до сих пор остались спектакли в постановке Николая Березина – «Бинго», «Не покидай меня», «Забайкальская кадриль». Они часто бывают на гастролях, ведь и сам мастер гастролям уделял особое внимание, сумел сделать читинский драматический одним из самых гастролирующих коллективов страны в свое время.
Видеть Николая Березина на сцене доводилось нечасто, но всё же играл в своих спектаклях: по рабочей необходимости – заменить заболевшего актера, или по творческой – Березин-актер отлично воплощал задачи Березина-режиссера. Никогда не злоупотреблял своим положением, не любил этого.
Особое отношение у него всегда было к спектаклям военной тематики – искренняя память, трепетное отношение к истории, святое почитание подвига советских солдат. Спектакли о Великой Отечественной войне появлялись в репертуаре почти каждый сезон, но никогда не были созданы ради «галочки» к дате – всегда только по зову сердца.
Николай Алексеевич был настоящим лидером коллектива. Умел помочь так, чтобы научить человека, а не сделать дело за него. Прекрасно чувствовал эту грань и имел силу не переступать ее. Он приоткрывал дверь, но зайти и действовать каждый должен был сам.
В 2022 году Забайкальскому краевому драматическому театру присвоено имя Николая Алексеевича Березина.